Бухгалтер в новой организации. С чего начать?

Раздел: (Интересное), автор Ольга, дата 03-09-2009

e22469d2f83103feb5a29f25c9010b04 300x225 Бухгалтер в новой организации. С чего начать?Вопрос «с чего же начать?» возникает у многих бухгалтеров, которые пришли в новую организацию. Может быть, кого-то в первую очередь заинтересуют финансовые документы фирмы, чтобы оценить объем работы, но все же это должны быть не баланс за прошлый период, а учредительные документы, внутренние приказы и договоры фирмы.

Учредительные документы

Прежде всего необходимо обратить внимание на размер уставного капитала общества, который указан в уставе и учредительном договоре. В крупных организациях уставный капитал значительно превышает установленный законом минимальный размер, а во вновь образовавшихся фирмах, как правило, имеет минимальный размер уставного фонда.

Сведения о размере и порядке формирования уставного фонда организации необходимы для того, чтобы:

  1. оценить правильность отчетности, которую вел бывший работник;
  2. выяснить, внесен ли взнос в уставный фонд учредителями полностью. Закон предусматривает возможность внесения вклада в уставный фонд частично при регистрации общества, а остальной части — в течение одного года после регистрации. В уставе должны быть прописаны порядок и сроки выплаты оставшейся части вклада. Законодательство не устанавливает каких-либо ограничений, например, расчеты могут быть произведены через три месяца или полгода и т.п.;
  3. узнать, каким образом внесен уставный капитал каждым из учредителей. Закон предусматривает возможность внесения уставного фонда денежными средствами, ценными бумагами, имуществом, имущественными либо иными правами, имеющими денежную оценку. Возможно, это будет ясно не из устава, а из акта о передаче имущества. Эти данные помогут в дальнейшем, например, списать компьютер с явно завышенной стоимостью;
  4. установить стоимость каждого объекта, внесенного в уставный капитал. Стоимость взносов в уставный капитал общества определяется по согласованию всеми его учредителями. Законодательством установлены ограничения: если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ (т.е. 20 000 руб.), оценка вклада должна быть поручена независимому оценщику.

Ответственность

При принятии дел на новом месте работы начальник непременно ставит в известность о том, кто имеет право подписи в банке (если речь идет о должности главного бухгалтера). Как правило, такими полномочиями обладают генеральный директор и главный бухгалтер. Данные функции относятся к руководящим должностям, тем не менее необходимо опять же обратиться к уставу общества.
Управление в фирме делится обычно на две ветви: высшую и исполнительную. Возможно, общество имеет единственного собственника, который является также его руководителем. Высшей ветвью в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) является общее собрание участников общества; исполнительной — генеральный директор (директор, президент, председатель и т.п.). Необходимо четко разбираться, кто обладает какими полномочиями. Прежде всего нужно установить, кто имеет право давать распоряжения главному бухгалтеру, чтобы впоследствии не пришлось отвечать за растрату. Также следует определить, как решается вопрос крупных сделок и крупных платежей. Например, в уставе общества может быть закреплено, что для совершения сделок свыше 500 000 руб. необходимо получить решение общего собрания участников.
Чаще всего предел стоимости договора, от которого будет зависеть, является сделка крупной или нет, установлен в процентном соотношении к стоимости активов предприятия. Статьей 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» крупной сделкой признается сделка по отчуждению (приобретению) имущества стоимостью свыше 25% стоимости имущества общества; изменить этот процент участники ООО вправе только в сторону увеличения (30, 40, 50% и т.д.). Уменьшить стоимость крупной сделки учредители общества не вправе.
Положение о том, что годовой баланс и Отчет о прибылях и убытках должны быть рассмотрены и утверждены на общем собрании участников общества, является обязательным и содержится в уставе общества. Так как утверждение годовой отчетности фирмы относится к исключительной компетенции общего собрания, некоторые фирмы относятся к его проведению формально, что может привести к печальным последствиям. Например, если сдать годовую отчетность без утверждения ее на общем собрании участников общества, в соответствии с п. 17 ПБУ 4/99 она будет признана не должным образом оформленной и, следовательно, несданной. Общество при этом обязано уплатить штраф за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
В уставе общества могут быть прописаны и иные обязанности, которые должен знать бухгалтер.

Внутренние документы

Из всего множества внутренних документов фирмы хотелось бы остановиться на коллективном договоре, который очень важен для работы бухгалтера.
Коллективный договор — это акт социального партнерства на уровне предприятия между работниками и работодателями. Он может включать обязательства сторон по следующим вопросам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения организации могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Поскольку бухгалтерией производятся расчеты, связанные с оплатой труда, следовательно, бухгалтер должен хорошо его изучить, так как от этого будет зависеть и налогообложение фирмы.

Comments are closed.